Блог о танго и культуре

Блог о танго и культуре

вівторок, 8 січня 2013 р.

Спирали, филете и идентичность портеньо(перевод)

Эти яркие и причудливые декоративные рисунки – филете (filete) - давно стали иконографическим символом Буэнос-Айреса, так же как танго - его символ музыкальный. Там их можно увидеть на уличных киосках, автобусах, вывесках, на домах, витринах, всех возможных сувенирах а также, обязательно! - в аргентинских ресторанах, кондитерских и магазинах за пределами Аргентины.
"Домашняя кухня" - филете - вывеска ресторана
Впервые они появились в Буэнос-Айресе в конце ХХ столетия на повозках уличных торговцев. Эти повозки делали на одной фабрике и обшивали по бокам ровными квадратами из фанеры. Там быстро сообразили, что квадраты можнао использовать для «внешней рекламы».
За дело взялось несколько итальянцев, которые стали зарисовывать стенки повозок простыми рисунками из двух цветов и надписей – рекламы товаров.
Известно даже несколько имен первых филетеадоров: Сальвадор Вентуро, Висенте Брунетти и Сесилио Паскарелла. Тогда старания мастеров напрямую зависели от количества времени, которое они имели на работу над заказом и количества денег, которое был готов заплатить заказчик.
Повозки с первыми росписями филете
Со временем рисунки становились все более сложными и более яркими и филетеадо превратились в уникальный стиль декоративного искусства. Для него характерны яркие цвета, стилизированные изображения, симметрия, использование популярных образов (например Карлоса Гарделя, Мафальди, Диего Марадоны или Девы Марии Луханской), перенасыщенность пространства деталями, рамки вокруг рисунков, символы (подковы, драконы, и тд.), орнаментальные шрифты и моделирование объема оттенками.
Основа филетеадо – спираль, скорее всего «подсмотренная» в арт-нуво, модного в то время.
Портрет Карлоса Гарделя в стиле филетеадо

Портрет Диего Марадоны в стиле филетеадо

Филете с изображением Девы Марии Луханской
Филетеадо вышел за границы своего контекста, став частью живописи, граффити, татуировок, боди-арта, украшений, полиграфии и превратился в визуальную метафору «идентичности портеньо».


Расписанные дома в квартале Абасто, Буэнос-Айрес

Мне в филете долго виделась петрикивская роспись, но нет источников, которые бы подтверждали такое влияние украинской эмиграции на аргентинскую культуру...


TangoCult  Юлія
пер. Ирина

Немає коментарів:

Дописати коментар